Четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный двигатель расположен в передней части кузова в моторном отсеке поперек оси автомобиля с наклоном назад. В двигателе применен клапанный распределительный механизм с верхнерасположенным распределительным валом с приводом от зубчатого ремня.
Характеристики |
Модель двигателя
|
||||||||
В18 К
|
В18КР
|
В18Е
|
B18EP
|
В18 ЕР*
|
В18 FT
|
В18 FT*
|
В18 FTM
|
В18 U
|
|
Диаметр цилиндров, мм |
81,0
|
82,7
|
|||||||
Ход поршня, мм |
83,5
|
83,5
|
|||||||
Рабочий объем, см |
1721
|
1794
|
|||||||
Степень сжатия |
9,5
|
10,5
|
10.0
|
8,1
|
9,7
|
||||
Давление сжатия**, кг/см |
11
|
14
|
11-14
|
11
|
14
|
11-14
|
12-13
|
||
Номинальная мощность "нетто"/при частоте вращения | |||||||||
- по ISO, кВт |
59/5400
|
66/5800
|
80/5800
|
78/5500
|
75/5600
|
88/5400
|
90/5300
|
88/5400
|
66/6000
|
- по DIN. л.с. |
80/5400
|
89/5800
|
109/5800
|
106/5500
|
102/5600
|
119/5400
|
123/5300
|
119/5400
|
89/6000
|
Максимальный крутящим | |||||||||
- по ISO, Н.м |
128/3300
|
131/3600
|
140/4100
|
145/3900
|
142/3900
|
140/4000
|
190/3300
|
178/3300
|
140/2500
|
- no DIN, кгс.м |
13,0/3300
|
13,3/3600
|
14,3/4100
|
14.8/3900
|
14,5/3900
|
14,3/4000
|
19,3/3300
|
17,8/3300
|
14,3/2500
|
Порядок работы цилиндров |
1-3-4-2
|
*Двигатели с нейтрализатором отработавших газов
**Давление сжатия в цилиндрах не должно отличаться более чем на 1,0 кг/см2
Клапаны расположены в головке цилиндров вертикально и смещены на 3 мм в сторону коллекторов. Клапаны приводятся в действие непосредственно кулачками распределительного вала через цилиндрические толкатели. В гнезде толкателя находится шайба для регулировки зазора в клапанном механизме.
Выпускные клапаны биметаллические со стеллитовой фаской.
Характеристики клапанов
Параметр |
Двигатели всех моделей, кроме B18 FT
|
Двигатель В18 FT
|
Угол рабочей фаски, град.: |
|
|
- впускных клапанов |
120
|
|
- выпускных клапанов |
90
|
|
Наружный диаметр головки, мм: | ||
- впускных клапанов |
38,1
|
38,22
|
- выпускных клапанов |
32,0
|
32,62
|
Диаметр стержня, мм |
8
|
Зазор между кулачками распределительного вала и регулировочными шайбами на холодном двигателе должен быть 0,20 мм для впускных клапанов и 0,40 мм для выпускных клапанов.
Зазор между кулачками распределительного вала и регулировочными шайбами. На холодном двигателе должен быть 0,20 мм для впускных клапанов и 0,50 мм для выпускных клапанов.
В запасные части поставляются регулировочные шайбы толщиной от 3,25 до 4,50 мм с интервалом через каждые 0,05 мм до 4,30 и с интервалом через каждые 0,10 мм до 4,50 мм.
Седла клапанов запрессованы в головку цилиндров. Седла впускных клапанов - чугунные, седла выпускных клапанов - стальные.
Направляющие втулки изготовлены из латуни и запрессованы в головку цилиндров. Размеры втулок впускных и выпускных клапанов одинаковы. На верхнюю часть втулок надеты маслоотражатальные колпачки, предотвращающие попадание избытка масла через зазор между стержнем клапана и отверстием втулки.
Каждый впускной и выпускной клапан снабжен одной пружиной. Пружины впускных и выпускных клапанов одинаковые.
Характеристики пружин клапанов
Параметр |
Модель двигателя
|
|
В18 К, В18 КР, В18 FT, В18 U
|
В18 E, B18 EP
|
|
Длина, мм: | ||
- в свободном состоянии |
44,2
|
42,6
|
- под нагрузкой: | ||
- 209 Н |
-
|
37,9
|
- 267 Н |
37.2
|
-
|
- 700 Н |
-
|
26,9
|
- 715 Н |
28,4
|
-
|
Цилиндры разбиты на три класса по номинальному диаметру и на три класса по ремонтному размеру.
Класс цилиндра номинального диаметра маркируется отверстием диаметром 5 мм, а класс цилиндра ремонтного размера - отверстием диаметром 7 мм. Эти отверстия расположены на расстоянии 6 мм (класс "1"), 12 мм (класс "2") или 18 мм (класс "З") от плоскости блока, сопрягающейся с головкой со стороны, противоположной коллекторам блока.
Диаметр цилиндров
Диаметр цилиндров, мм |
Двигатели всех моделей, кроме B18U
|
Двигатель B18 U
|
Номинальный:
|
||
- класс "1"
|
81,000-81,010
|
82.000-82,010
|
- класс "2"
|
81,011-81,020
|
82.011-82.020
|
- класс "3"
|
81,021-81,030
|
82,021-82,030
|
Ремонтный:
|
||
- класс "1"
|
81,250-81,260
|
-
|
- класс "2"
|
81,261.81,270
|
-
|
- класс "3"
|
81,271-81,280
|
-
|
Коленчатый вал отлит из чугуна с шаровидным графитом. Коленчатый вал - пятиопорный, с четырьмя противовесами, с вальцованными под давлением коренными и шатунными шейками. Осевая фиксация коленчатого вала производится упорными полукольцами. Они вставляются в гнезда блока цилиндров по обе стороны среднего коренного подшипника. В запасные части поставляются упорные полукольца толщиной 2,30-2,50 мм с интервалом через каждые 0,05 мм.
Примечание. При перешлифовке коренных или шатунных шеек необходимо сохранить вальцованную поверхность шеек в растворе угла 140° как можно ближе к подшипнику или следующей шейке.
Характеристики поршней
Параметр
|
Модель двигателя
|
||||
В18 К
|
В18 КР
|
В18Е, В18 EP, B18FP
|
В18 FT
|
B18U
|
|
Диаметр поршней, мм: | |||||
номинальный: | |||||
- кпасс "А" |
80,955±0.005
|
80,975±0,005
|
80,970±0,005
|
81,975±0,005
|
|
- класс "В" |
80,965±0,005
|
80,985±0,005
|
80,980±0,005
|
81,985±0,005
|
|
- класс "С" |
80,975±0.005
|
80,995±0,005
|
80,990±0.005
|
81,995±0,005
|
|
ремонтный размер: | |||||
- класс "U" |
81,205±0,005
|
81,225±0,005
|
81,220±0,005
|
-
|
|
- класс "V" |
81,215±0,005
|
81,235±0,005
|
81,230±0,005
|
-
|
|
- класс "W" |
81.225±0,005
|
81,245±0,005
|
81,240±0,005
|
-
|
|
Масса поршня с поршневым пальцем, г |
499±2,5
|
375±8,0
|
372±2,5
|
391,5±4,0
|
-
|
Расчетный зазор между поршнем и цилиндром (для новых деталей), мм |
0,04-0,06
|
0,02-0,04
|
0,025-0,045
|
-
|
Примечание: Диаметры поршней измеряются на расстоянии 44 мм (35 мм для двигателя B18FT) от верхней кромки канавки маслосъемного кольца и перпендикулярно поршневому пальцу.
На каждом поршне установлено три кольца; два компрессионных (верхнее - с бочкообразной наружной поверхностью, нижнее - коническое) и маслосъемное кольцо.
Кольца устанавливаются меткой "ТОР" вверх (к днищу поршня).
Характеристики поршневых колец
Параметр | Верхнее компрессионное кольцо | Нижнее компрессионное кольцо | Маслосъемное кольцо |
Высота, мм | 1,75 | 2,00 | 3,00 |
Зазор между кольцом и канавкой, мм | 0,07-0,010 | 0,04-0,07 | 0,02-0,05 |
Зазор в замке, мм | 0,30-0,45 | 0,25-0,40 | 0,25-0.45 |
Примечание. В запасные части кольца поставляются с установленными зазорами, поэтому ни в коем случае не исправляйте зазор в замке.
В двигателе применен клапанный распределительный механизм с верхним расположением распределительного вала, привод которого осуществляется зубчатым ремнем oт зубчатого шкива, установленного на коленчатом валу. Клапаны приводятся в действие непосредственно кулачками распределительного вала через цилиндрические толкатели.
Фазы газораспределения
Показатель
|
Модель двигателя
|
|||||
В18 К
|
В18Е
|
В 18 КР
|
В18ЕР
|
В18 FT*
|
В18 FT**
|
|
Тепловые зазоры клапанов, мм: | ||||||
- впускных |
0,40
|
0,50
|
0,50
|
0,50
|
0,52
|
0,28
|
- выпускных |
0,50
|
0,50
|
0,50
|
0,50
|
0,65
|
0,57
|
Начало открытия впускного клапана до ВМТ такта выпуска с опережением |
4°
|
16°
|
8°
|
7°
|
5°
|
14°
|
Закрытие впускного клапана после НМТ такта сжатия с запаздыванием |
40°
|
64°
|
52°
|
50°
|
55°
|
58°
|
Начало открытия выпускного клапана до НМТ рабочего хода с опережением |
40°
|
64°
|
52°
|
51°
|
43°
|
55°
|
Закрытие выпускного клапана после ВМТ такта выпуска с запаздыванием |
4°
|
16°
|
8°
|
6°
|
9°
|
7°
|
*На автомобилях модели "440" с номером шасси до №013838 и модели
"480" с шасси до №540196 включительно
**На автомобилях модели "440" с номером шасси начиная с №013839 и
модели "480" начиная с шасси №540197
Подъем кулачков
Показатель
|
Модель двигателя
|
|||||
В18 К
|
В18 Е
|
В18 КР
|
В18ЕР
|
В18 FT*
|
В18 FT**
|
|
Подъем кулачков, мм: | ||||||
- впускных |
8,23
|
10,49
|
9,42
|
10,45
|
9,49
|
9,30
|
- выпускных |
8,44
|
10,49
|
9,42
|
10,28
|
9,13
|
9,0
|
*На автомобилях модели "440" с номером шасси до №013838 и модели
"480" с номером шасси до №540196 включительно
**На автомобилях модели "440" с номером шасси начиная с №013839 и
модели "480" начиная с номера шасси №540197
Двигатель имеет систему смазки под давлением, создаваемым масляным насосом, привод которого осуществляется от промежуточного вала. На двигателях всех моделей, кроме двигатели В18 U, нижняя поверхность поршней охлаждается струей масла.
На двигателях с впрыском топлива в состав системы смазки входи) водомасляный теплообменник.
Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией, с расширительным бачком.
На двигателях с впрыском топлива в систему охлаждения последовательно включен электрический насос, установленный в моторном отсеке над левым передним лонжероном. Он обеспечивает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости после остановки очень горячего двигателя в целях предупреждения выкипания охлаждающей жидкости.
На автомобилях с двигателями с впрыском топлива насос включается по команде
управляющего системами впрыска и зажигания контроллера, и выключается посредством
реле времени через 2 мин после остановки двигатели при температуре охлаждающей
жидкости 90°С.
На автомобилях с турбокомпрессорным двигателем с впрыском топлива насос включается также по команде контроллера и выключается с помощью репе времени через 25 с после остановки двигателя при температуре охлаждающей жидкости 90°С.
Характеристики термостата
Показатель
|
Модели двигателей
|
|
B18K, B18КР, B18Е, B18EP
|
В18 FT, B18U
|
|
Температура открытия, °С |
92
|
89
|
Температура полного открытия, °С |
106
|
104
|
Ход основного клапана, мм |
8,5
|
8,9
|
Вентилятор - электрический, его включение и выключение осуществляется от термодатчика, установленного с правой стороны радиатора. Электродвигатель вентилятора двухскоростной.
Датчик включения электровентилятора имеет два порога срабатывания.
Пороги срабатывания датчика
Показатель |
Первый порог
|
Второй порог
|
Температура замыкания контактов, °С |
95±2
|
101±2
|
Температура размыкания контактов, °С |
90±2
|
96±2
|
Привод водяного насоса осуществляется многоручьевым ремнем, приводящим также в действие другие вспомогательные агрегаты.
Карбюратор Solex 28-34 CISAC эмульсионного типа, двухкамерный, с последовательным открытием дроссельных заслонок. Карбюратор имеет подогрев зоны дроссельной заслонки 1-й камеры сопротивлением с положительным температурным коэффициентом. двойную систему вентиляции поплавковой камеры в зависимости от положения рычага управления дроссельными заслонками.
В карбюраторе имеются две главные дозирующие системы 1-й и 2-й камер, система холостого кода 1-Й камеры с переходной системой, переходная система 2-й камеры, экономайзер мощностных режимов, эконостат, диафрагменный ускорительный насос, пусковое устройство. На принудительном холостом ходу включается экономайзер принудительного холостого хода.
Тарировочные данные карбюратора Solex 28-34 CISAC
Параметры
|
1-я камера
|
2-я камера
|
Диаметр диффузора, мм |
20
|
27
|
Главная дозирующая система: | ||
маркировка топливного жиклера |
95-100
|
137,5-142.5
|
маркировка воздушного жиклера |
DZ 175±5
|
EZ 155±5
|
Система холостого хода и переходная система 1-й камеры: | ||
маркировка топливного жиклера |
40-46
|
-
|
Ускорительный насос: | ||
маркировка распылителя |
35
|
35
|
ход диафрагмы, мм |
36
|
|
Пусковые зазоры | ||
воздушной заслонки, мм |
2,2
|
|
дроссельной заслонки |
26°±30' или 1,0 мм
|
|
Диаметр отверстии игольчатого клапана, мм |
1,8
|
|
Уровень топлива в поплавковой камере, мм |
33,8
|
|
Зазор между корпусом карбюратора и рычагом привода вентиляционного клапана, мм |
3,0
|
|
Частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, об/мин |
750-900
|
|
Содержание окиси углерода (СО) в отработавших газах, % | ||
- при регулировке |
1,0
|
|
- при проверке |
1,0-3,5
|
Двигатели В18Е и В18ЕР оснащены системой многоточечного (распределенного) прерывистого впрыска топлива с электронным регулированием фирмы Siemens. Контроллер определяет оптимальноесоотношение воздуха и топлива е зависимости от нагрузки и выдает соответствующие импульсы управления на форсунки при каждом обороте двигателя. По командам контроллера прекращается подача топлива на принудительном холостом ходу и при повышении числа оборотов двигателя до 6500 об/мин, а также автоматически поддерживается номинальный режим холостого хода.
Электрический роликовый насос установлен в топливном баке под датчиком уровня топлива.
Примечание: падение давления должно быть равно величине подводимого к регулятору разряжения.
*В скобках указаны значения для форсунок с каталожным №0 280 150126
Марка и каталожный №: Bosch 0 280 140 501.
Рабочее напряжение. В: 12.
Сопротивление обмотки при температуре 20'С, Ом:
двигатель B18E; 44;
двигатель B18ЕР: 8.
Датчик температуры воздуха
Датчик температуры воздуха имеет отрицательный температурный коэффициент и установлен во входном штуцере корпуса дроссельной заслонки
Показатель
|
Модель двигателя
|
||
В18Е
|
В18 ЕР
|
В18ЕР 115
|
|
Сопротивление, Ом:
|
|||
при температуре:
|
|||
-10°С
|
-
|
8460-10340
|
-
|
0°С
|
240-280
|
-
|
7469-11970
|
+20°С
|
270-310
|
2250-2750
|
3061-4045
|
+40°С
|
-
|
-
|
1289-1654
|
+80°С
|
370-410
|
297-363
|
-
|
Контроллер представляет собой специализированную микроЭВМ и управляет одновременно системами впрыска и зажигания. В зависимости от модельного года контроллер может быть установлен на правой передней, левой передней стойке кузова или под сиденьем водителя.
Двигатели В18 FT и В18 FTM оборудованы системой многоточечного непрерывного впрыска топлива "LH2.2-Джетроник" фирмы Bosch.
Давление топлива в системе поддерживается на неизменном уровне посредством топливного насоса и регулятора давления топлива.
По командам электронного блока управления на принудительном холостом ходу и при превышении заданной максимальной частоты вращения коленчатого вала (6242 об/мин) подача топлива к форсункам прекращается. Режим холостого хода двигателя регулируется автоматически.
В системе применен измеритель воздушной массы, представляющий собой термоананометрический датчик, который измеряет массу воздуха, поступающего в двигатель.
Отдельные элементы системы впрыска являются общими с системой зажигания.
Электрические сигналы, поступающие от выключателя дроссельной заслонки в электронный блок управления, используются для выработки команд прекращения подачи топлива на принудительном холостом ходу и обогащения горючей смеси.
Датчик температуры охлаждающей жидкости имеет отрицательный температурный коэффициент и установлен в головке цилиндров.
Измеритель массы воздуха с нагреваемым проводником служит для измерения количества воздуха, поступающего в двигатель. При выходе из строя измерителя массы воздуха электронный блок управления при определении соотношения воздуха и топлива переходит на среднее значение времени впрыскивания топлива, составляющее 3,5 мс при числе оборотов двигателя менее 1000 об/мин и 6,5 мс При режиме двигателя выше 1000 об/мин.
На двигателе В18 U применена система одноточечного прерывистого впрыска топлива фирмы Siemens, имеющее обозначение как и система многоточечного впрыска (Fern 3В). Характеристики обеих систем одинаковы, но отличаются принципом впрыска. В системе одноточечного впрыска топлива используется только одна форсунка, которая устанавливается вместо карбюратора. Продолжительность впрыскивания топлива зависит от положения дроссельной заслонки Для оптимизации соотношения воздуха и топлива при применении этилированного бензина а системе применен датчик концентрации кислорода. Несколько отличаются характеристики форсунки и топливного насоса.
Наддув двигателя производится турбокомпрессором типа Т2 марки Garett с разгруэочным клапаном давления и воздуховоздушным теплообменником. Охлаждение турбокомпрессора осуществляется за счет отвода части охлаждающей жидкости от системы охлаждения двигателя. Кроме того, при повышении температуры охлаждающей жидкости до 95-100°С дополнительно включается на 25 с электрический насос. После остановки двигателя насос продолжает работать такое же время.
Система зажигания полностью электронная, без механического прерывателя, функцию которого выполняет контроллер или элекронным блок управления (на двигателях B18 FT, В18 FTM).
Система зажигания включает следующие основные элементы:
На двигателях с впрыском топлива, кроме В18 FT и В18 FTM, контроллер является общим для систем впрыска топлива и зажигания.
Система зажигания полностью управляется контроллером или электронным блоком управления. Поэтому каких-либо регулировок и обслуживания в эксплуатации не предусмотрено.
Марки и типы электронных блоков управления зажиганием:
Марки и типы контроллеров:
Датчик угловых импульсов и числа оборотов двигателя индуктивный. Он установлен над специальным зубчатым ободом маховика и выдает на контроллер импульсы углового положения (ВМТ и НМТ) и частоты вращения коленчатого вала.
Датчик детонации установлен на головке блока между вторым и третьим цилиндрами под впускным коллектором.
Оконечный блок зажигания установлен на щите передка и преобразует поступающие из контроллера или блока управления зажигания импульсы в импульсы высокого напряжения, подаваемые на распределитель зажигания. Он состоит из усилителя сигнала и катушки зажигания.
Распределитель зажигания приводится во вращение эксцентриком распределительного вала и осуществляет только распределение тока высокого напряжения по свечам.
Свечи зажигания
Резьба в верхней части: M14х1,25.
Модель двигателя | Марка и тип | Зазор между электродами, мм |
В18 К, КР | Bosch WR7DC | 0,7 |
B18F | Bosch WR9DC | 0,6 |
B18 Е | Bosch WR6DC | 0,6 |
В1В EP | Bosch WR7DC | 0.7 |
B18 EP | 115 AC Delco CR41CXLS | 0,7 |
В18 FT | Bosch WR9DC | 0,7 |
В18 FTM | Bosch WR6DS | 0.7 |
Катушка зажигания
Показатель
|
Модель двигателя
|
|||
B18U, B18E, В18ЕР
|
В18 КР,В18 К, B18F
|
В18КР 111, В18ЕР115
|
В18 FT
|
|
Тип |
S 100620
|
F3A
|
Valeo 2526023
|
TZ612
|
Сопротивление, Ом: | ||||
первичной обмотки |
0,4-0,8
|
0,4-0,8
|
0,72
|
|
вторичной обмотки |
3500-6500
|
2500-5500
|
7700
|