Тормозная система действует наиболее эффективно при максимальном трении шины о дорожное покрытие. При торможении шина начинает скользить по поверхности дороги. Таким образом, окружная скорость колеса остается меньше, чем скорость движения автомобиля.
Скольжение минимально (0%), когда колесо свободно вращается, и максимально
(100%), когда оно заблокировано. Максимальная эффективность действия тормозов
достигается при коэффициенте скольжения 15%.
При этом значении коэффициента обеспечивается также надежная управляемость и
устойчивость автомобиля.
АБС обеспечивает немедленное ограничение тормозящего действия каждого колеса
для получения коэффициента скольжения, близкого к оптимальному, при изменении
состояний дорожного покрытия или нагрузки.
АБС состоит из датчиков скорости вращения колес, гидравлического распределительного блока и электронного блока управления.
Датчик скорости вращения колеса представляет собой импульсный генератор, состоящий из установленного на ступице зубчатого колеса и индукционного датчика, регистрирующего скорость вращения колеса в данный момент времени.
На основе информации, поступающей от каждого колесного датчика, электронный блок управления выдает управляющие импульсы в электромагнитные клапаны гидравлического распределительного блока. Блок управления имеет систему самодиагностики, по сигналам которой зажигается контрольная лампа неисправности АБС в комбинации приборов.
Гидравлический распределительный блок установлен в тормозной магистрали вместо главного тормозного цилиндра. Он включает двойной управляющий электромагнитный клапан и шесть электромагнитных клапанов регулирования давления, три из которых впускные и три нагнетательные.
Как только один из колесных датчиков выдает информацию о начале блокировки колеса, электронный блок управления вырабатывает управляющий сигнал на соответствующий клапан, который закрывается и прерывает подачу тормозной жидкости в тормозной механизм данного колеса. В результате давление жидкости остается постоянным. Если, несмотря на это, колесо блокируется, открывается нагнетательный клапан, направляя тормозную жидкость в отводную магистраль и далее в бачок. Благодаря этому тормозное давление падает и сцепление колеса с дорожным покрытием восстанавливается.
Это, в свою очередь, вызывает открытие впускного клапана и закрытие выпускного.
Цикл регулирования давления в тормозной магистрали повторяется несколько раз
в секунду, пока автомобиль не остановится или не прекратится нажатие на педаль
тормоза. АБС начинает работать при скорости движений автомобиля более 7 км/ч.
При нарушении работы АБС в комбинации приборов загорается контрольная лампа неисправности АБС, а при падении давления в АБС загорается контрольная лампа аварийного давления тормозной жидкости.
В зависимости от характера нарушения работы, определенного системой самодиагностики злектроиного блока управления, происходит либо торможение в обычном режиме (без АБС), либо торможение в аварийном режиме работы АБС, когда давление жидкости регулируется только в гидравлическом приводе тормозных механизмов задних колес.
Установка датчика проводится. в порядке, обратном снятию, при этом следует проверить правильность подключения электропроводов.